Гуляния в пост. Но при чём здесь святые угодники Божии?
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Я сейчас не могу точно вспомнить как происходило зарождение такого празднования «Дня семьи, любви и верности». Хотя и было это не так давно. Но кое-что всё же осталось в памяти. Какая-то поспешность, будто кто-то поставил задачу назначить такой день. Обсуждений как таковых не было, было назначение. Видимо утверждали праздник люди несемейные, и даже больше скажу, те, кому заботы супружеские неблизки и неинтересны. Иначе бы вспомнили про Петров пост. Ведь вряд ли бы православный человек, мiрянин ли или духовное лицо, пожелал бы бракосочетания своему ребёнку в пост. Для православного это неприемлемо. Но что мы видим? Возле православных храмов в дни поста на память свв. Петра и Февронии собираются молодожёны по благословению церковного священноначалия. Произносятся высокие слова о святости брака и т. д. Получается, что праздник организовали для нецерковных людей, а свои, церковные, оказываются в стороне, ибо, ещё раз напомню, в дни поста не проводится таинство венчания.
«А может быть это делается с миссионерской точки зрения?» - кто-то задаст вопрос. Тогда странное выходит миссионерство. Чему учит такой праздник? Несоблюдению поста? Полагаю, что святые, чьими именами воспользовались для праздника, постов нарушать не благословляли.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Уже не одни год не только на церковном, но и на государственном уровне праздник святых Петра и Февронии отмечается как день семьи и верности. И хотя я с детских лет почитаю этих дивных угодников Божиих, у меня всегда возникает в последние годы смешанное чувство, когда приближается этот праздник.
Во-первых, потому что не подобает в дни Петрова поста устраивать торжества, посвящённые супружеской любви. Ведь не случайно святая Церковь в это время не совершает таинство святого брака, а здесь настоящие народные гуляния, благословение новобрачных и тому подобное.
Во-вторых, нет достоверного жития святых Петра и Февронии. Дошедшая до нас житийная «Повесть о Петре и Февронии», написанная в XVI веке писателем и публицистом монахом Еразмом, полна легендарных и даже сказочных страниц, в то время как мы должны помнить, что житие святого является для нас образом, взирая на который мы строим свою христианскую жизнь. Нельзя превращать христианство в миф, фольклор, сказку. Современный человек нуждается в реальных и живых свидетельствах евангельской правды. Не лучше ли было бы избрать покровителями христианского брака в нашей стране святую Царскую семью? Слава Богу, сегодня мы располагаем множеством исторических фактов, говорящих нам о том, что эта семья была действительно малою Церковью и силы ада не смогли сокрушить её.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В самом деле, думаю, что серьёзного православного христианина не могут не смущать подобные торжества посреди поста. Очевидно, что для них необходимо выбрать другое, непостное время.
С другой стороны, действительно, житие святых Петра и Февронии малодостоверно и некоторые вещи в нём имеют двусмысленных характер. Видимо не случайно, что свт. Московский Макарий не включил «Повесть о Петре и Февронии» в свои знаменитые «Великие Минеи Четии».
Здесь нужно разделять святых, в существовании которых мы не сомневаемся, и повествования о них, в которые могут вкрасться неточности и ошибки. Многие жития святых совсем не сохранились и о них мало что известно.
Думаю, что в выборе православных покровителей брака нужно руководствоваться поучительностью их жизни, назидательностью для современных молодых людей. Поэтому желательно выбрать таких святых, которые как можно ближе к нам по времени. На мой взгляд святые Царственные Мученики для этого годятся лучше всего.
Комментарии
Оставьте комментарий